КАРАКУЛИ УДМУРТИИ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАРАКУЛИ УДМУРТИИ » Завьяловский Округ » НЕТ ЖИЛЬЯ - НЕТ ТБО


НЕТ ЖИЛЬЯ - НЕТ ТБО

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
10 сентября 2021 года
Дело No А71- 8061/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.В. Пономаревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»
г. Ижевск о признании недействительным представления прокуратуры
Завьяловского района Удмуртской Республики с. Завьялово от 19.05.2021 No
199ж-2021 в части требования произвести перерасчет платы за
коммунальную услугу по ТКО за летний период времени (с мая по октябрь),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора: Прокуратуры Удмуртской
Республики г. Ижевск, Ямилова Дамира Талгатовича г. Ижевск,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Переверзина А.С. по доверенности от 03.02.2020,
от ответчика –Федорова Д.С. (представлено удостоверение),
от Прокуратуры УР – Русских И.Ю. (представлено удостоверение),
Ямилова Д.Т. по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»
(далее – ООО «САХ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд
Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным
представления прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики
(далее – Прокуратура, ответчик) от 19.05.2021 No 199ж-2021 в части
требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по ТКО за
летний период времени (с мая по октябрь).
В судебном заседании общество поддержало требования по
основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Прокуратура Завьяловского района Удмуртской Республики
требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на
заявление.
Из представленных по делу доказательств следует, что в Прокуратуру
УР 14.04.2021 поступила жалоба гражданина Ямилова Д.Т. с доводами о
несогласии с начислением им платы за обращение с твёрдыми
коммунальными отходами (далее - ТКО) в отношении земельного участка в
отсутствие на нем жилых помещений, а также зарегистрированных и
проживающих лиц.
Прокуратурой Завьяловского района Удмуртской Республики
проведена проверка по обращению Ямилова Д.Т., по результатам которой
установлено следующее.
ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с ТКО
на территорий Удмуртской Республики.
Установлено, что между ООО «САХ» и Удмуртским филиалом АО
«ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор от 01.12.2018, в соответствии с
которым АО «ЭнергосбыТ Плюс» начисляет и выставляет плату жителям
Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» начиная с 01.09.2020,
по поручению ООО «Спецавтохозяйство» начисляется плата за указанную
коммунальную услугу Ямилову Д.Т., являющемуся собственником
земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика,
Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20.
Согласно обращению Ямилова Д.Т. он является собственником
земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район,
д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20. На данном участке капитальных
строений нет (теплица не на фундаменте, бытовка, бортовой кузов на раме), в
зимний период он по данному адресу не находится. По месту прописки в г.
Ижевске обращение с ТКО оплачивает ежемесячно.
Проверкой установлено, что на указанном участке отсутствуют жилые
дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание
граждан. При этом документы об установлении фактов производства ТКО на
данном земельном участке у ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского
филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют.
Прокуратура пришла к выводу, что у ООО «Спецавтохозяйство»
отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по
обращению с ТКО в отношении указанного земельного участка, поскольку на
них отсутствуют жилые помещения, а факт производства ТКО на нем
региональным оператором не подтвержден. Кроме того, обследование
земельного участка на предмет наличия на нем жилого помещения
произведено ООО «Спецавтохозяйство» 11.05.2021, при этом плата за
коммунальную услугу начислена за предшествующие обследованию
периоды (с сентября 2020 года).
1076_1373564
3
По итогам проверки обращения Ямилова Д.Т. прокуратурой 19.05.2021
было вынесено представление No 199ж-2021 об устранении нарушений
жилищного законодательства в части необоснованного начисления платы за
коммунальные услуги, в соответствии с которым ООО «САХ» предлагалось
безотлагательно рассмотреть данное представление и незамедлительно
принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести
перерасчет платы за обращение с ТКО Ямилову Д.Т., а также принять меры
по устранению причин и условий, способствующих данным нарушениям.
Несогласие заявителя с указанным представлением в части послужило
основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество указало, что из системного
толкования норм действующего законодательства, в том числе Правил
обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016
No1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление
Правительства РФ от 25.08.2008 No 641», Правил предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011
No354, следует, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает
не только у собственника жилого дома или жилого помещения, но и у владельцев
нежилых помещений и земельных участков. Факт отсутствия образования и
(или) прекращения образования, в том числе временного, ТКО в нежилых
помещениях и (или) на земельных участках само по себе не свидетельствует
о необходимости расторжения договора на оказание услуг по обращению с
ТКО.
По мнению заявителя, собственник или иной законный пользователь
(арендатор и т.п.) земельного участка, вид разрешенного использования
которого указывает на возможность расположения на таком участке любого
вида домовладения, а именно «индивидуальное жилищное строительство»,
«жилая застройка», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «для
ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)»,
«блокированная жилая застройка», «передвижное жилье» (коды 2, 2.1, 2.1.1,
2.2, 2.3, 2.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных
участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014
No 540), и который является объектом образования отходов согласно п. 8 (1)
Правил обращения с ТКО, обязан заключить договор на услуги по
обращению с ТКО в установленном законодательством РФ порядке.
Не заключение договора в письменной форме в силу его публичности
не является основанием для неоказания услуги региональным оператором и,
следовательно, подлежит оплате в соответствии с требованиями
законодательства РФ. На основании положений п. 8(5) - 8(7) Постановления
Правительства РФ от 12.11.2016 No 1156 и абз. 2 п. 6 Правил No 354, договоры на
оказание услуг по обращению с ТКО с вышеуказанными потребителями
считаются заключенным на условиях типового договора.
Учитывая степень готовности объекта незавершенного строительства,
1076_1373564
4
можно сделать выводы о возможности или невозможности образования на
земельном участке ТКО, на котором имеется недостроенный жилой дом, а также
иные объекты домовладения (достроенные или недостроенные), но позволяющие
определить их использование с целью удовлетворения бытовых или иных нужд,
связанных с их проживанием в таком жилом доме. Например, использование
бани, сауны, гаража, теплицы, помещений для содержания домашнего скота
и т.п. на земельном участке, на котором осуществляется строительство
жилого дома, указывает на возможность образования на таком земельном
участке отходов, идентичных ТКО, поскольку потребитель осуществляет
строительство жилого дома, предназначенного для удовлетворения
гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком
здании, в том числе путем использования уже имеющихся объектов
домовладения.
Категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться
нормативы накопления ТКО, предусмотренные приказом Минстроя России
от 28.07.2016 No 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по
вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО» не
содержит такую категорию, как «земельный участок, на котором могут
образовываться ТКО». Соответствующая категория не содержится и в
постановлении Правительства УР от 06.04.2018 No 107 «Об установлении
нормативов накопления ТКО на территории УР». В связи с этим с целью
недопущения образования на таких земельных участках мест
несанкционированного размещения ТКО региональный оператор заключает
соответствующие договоры с собственниками и иными законными
владельцами и пользователями земельных участков, применяя гражданское
законодательство по аналогии.
Потребитель, как собственник, обязан поддерживать свой земельный
участок в надлежащем состоянии и на него на основании ст. 13 Земельного кодекса
РФ возложена обязанность по проведению мероприятий по защите данного
земельного участка от отходов производства и потребления. В случае, если на
земельном участке полностью отсутствует какие-либо объекты домовладения, и
потребителем не осуществляется деятельность по использованию земельного
участка, в результате которой образовываются ТКО, то потребитель обязан
предоставить региональному оператору соответствующие сведения, которые
должны подтверждать факт отсутствия объектов домовладения, а также
доказательства неосуществления на таком земельном участке какой-либо
деятельности. В свою очередь, региональный оператор также вправе проводить
проверки, в ходе которых устанавливать факт наличия или отсутствия на земельных
участках образования ТКО.
При этом общество отмечает, что потребитель лишен возможности
распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не
иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО «САХ».
Из смысла норм СанПиН 2.1.3684-21 и Правил предоставления
коммунальных услуг следует, что установленная периодичность вывоза ТКО
1076_1373564
5
направлена на недопущение загнивания и разложения ТКО в местах
(площадок) накопления ТКО. Запрета на вывоз ТКО без обустройства
площадки для сбора мусора действующим законодательством не
предусмотрено, однако, ни одной нормой права периодичность в данном
случае не урегулирована.
Заявитель ссылается на составленные им 08.12.2020, 11.05.2021 акты осмотра
спорного земельного участка и приложенные к ним фотоматериалы, из которых
видно, что земельный участок посещается потребителем в весенне- летний
период времени для проведения сельскохозяйственных работ.
Возражая против требований заявителя, прокуратура указала, что
рассматриваемое представление прокуратуры Завьяловского района
Удмуртской Республики вынесено в адрес ООО «САХ» в рамках
предоставленных законом полномочий и основано на требованиях
действующего федерального законодательства, в связи с чем
рассматриваемым представлением прокуратуры не нарушаются права и
законные интересы общества при осуществлении предпринимательской и
иной экономической деятельности, поскольку начисление платы за
коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении земельного
участка, на котором отсутствуют жилые помещения, а производство ТКО на
нем региональным оператором не подтверждено, является неправомерным.
Прокуратура обращает внимание на то, что документы об
установлении фактов производства ТКО на спорном земельном участке у
регионального оператора и общества «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют, в
прокуратуру Завьяловского района Удмуртской Республики в ходе
проведения проверки по обращению Ямилова Д.Т. указанные сведения не
представлены.
Прокуратура УР поддержала позицию прокуратуры Завьяловского
района Удмуртской Республики, указав, что, принимая во внимание
совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО
«САХ» законных оснований (жилого дома, введенного в эксплуатацию в
установленном законом порядке) для начисления платы за обращение с ТКО
на спорном земельном участке, обжалуемое представление вынесено
уполномоченным на то органом и является правомерным, поскольку при
осуществлении деятельности ООО «САХ» допущены нарушения положений
ЖК РФ, Закона об отходах производства и потребления, а также требований
Правил предоставления коммунальных услуг и Правил обращения с
коммунальными отходами.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к
следующим выводам.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений
и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
1076_1373564
6
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта
недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие
оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в
результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или
иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у
органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,
решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на
орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за
жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса
Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение
и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента
возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила,
установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату
за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской
Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и
коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных
документов (в том числе платежных документов в электронной форме,
размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их
содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в
соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими
соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается
исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по
1076_1373564
7
показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов
потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления
твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
определены Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» (далее - Закон No 89-ФЗ), согласно части 1
статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с
собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
является публичным для регионального оператора. Региональный оператор
не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных
отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне
его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на
оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками
таких отходов.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными
отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016
No 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и
(или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и
управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными
потребительскими кооперативами, между собственниками помещений,
пользователями жилых помещений в многоквартирных домах,
собственниками жилых домов и региональными операторами, между
собственниками жилых домов и организациями (в том числе
некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах
собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по
обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими
региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления
указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по
обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих
Правил применяются в части, не урегулированной жилищным
законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 No 354 утверждены Правила предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
1076_1373564
8
многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям
жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и
потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности,
порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления
коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные
услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок
перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, определяют основания
и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных
услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением
ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее -
Правила No 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил No 354
домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и
(или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома)
земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн),
теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы,
иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности
исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в
отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения
благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых
помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях,
установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и
расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной
услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными
отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме,
жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном
основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом,
домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил No 354 потребителю может
быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми
коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в
многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в соответствии с названными Правилами
предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении
многоквартирных домов и жилых домов.
1076_1373564
9
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1)
настоящих Правил.
Согласно п. 148 (1) Правил No 354 предоставление коммунальной
услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю
осуществляется на основании возмездного договора, содержащего
положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в
пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной
услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть
заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения
конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (5) Правил No 354 условия предоставления
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору
определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома
(домовладения) с соответствующим региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома
(домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или
огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени
и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по
обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим
региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными
отходами.
На основании подпункта "в" пункта 148(11) Правил предоставления
коммунальных услуг региональный оператор по обращению с ТКО
приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО
собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня
возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного
законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен
законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами
производства и потребления, за исключением периода времени, в течение
которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией,
указанной в подпункте "б" пункта 148(5) названных Правил, в письменной
форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с
ТКО и такой договор не расторгнут.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по
обращению с твердыми коммунальными отходами также установлен
Правилами No 354

https://sun9-18.userapi.com/impf/c845421/v845421557/184da2/0oKbPkb1CSg.jpg?size=604x339&quality=96&sign=b4e2c2f288f77a6e802a994b9dc4745e&type=album

0

2

1076_1373564
10
Согласно пункту 148 (30) Правил No 354, размер платы за
коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в
соответствии с формулой 9 (1) приложения No 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта
Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
исходя из общей площади жилого помещения размер платы за
коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в
соответствии с формулой 9 (2) приложения No 2 к настоящим Правилам.
Пункт 148 (34) Правил No 354 устанавливает, что размер платы за
коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами
рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа
постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом
помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом
помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5
дней подряд.
Согласно пункту 148 (36) Правил No 354, при отсутствии постоянно и
временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной
услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается
с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по
обращению с твердыми коммунальными отходами обусловлено при наличии
права собственности или иного законного права пользования жилым домом
(домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме
граждан.
Как установлено судом и сторонами не оспаривается, между
обществом ООО «САХ» и Удмуртским филиалом акционерного общества
«ЭнергосбыТ Плюс» 01.12.2018 заключен договор, в соответствии с которым
последний начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за
коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Начиная с сентября 2020 года, начисляется плата за указанную
коммунальную услугу собственнику земельного участка, расположенного по
адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Старое
Михайловское, ул. Весенняя, д. 20.
Материалами дела подтверждается, что на указанном земельном
участке жилой дом отсутствует, собственников и зарегистрированных лиц в
доме не имеется.
Согласно обращению Ямилова Д.Т. он является собственником
земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район,
д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20. На данном участке капитальных
строений нет (теплица не на фундаменте, бытовка, бортовой кузов на раме), в
1076_1373564
11
зимний период он по данному адресу не находится. По месту прописки в г.
Ижевске обращение с ТКО оплачивает ежемесячно.
Таким образом, на спорном земельном участке жилые дома
отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не
зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не
обладают.
При отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц,
постоянно или временно проживающих в таком помещении, начисление
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными
отходами не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и
положениям Правил No 354.
Доводы заявителя о том, что начисление платы за услугу по
обращению с ТКО, в данном случае, является правомерным, поскольку в
силу п. 8 (1) Правил No 1156, обязанность по заключению договора на вывоз
ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого
помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных
основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных
участках образуется ТКО, подлежат отклонению.
Суд отмечает, что материалы дела не содержат доказательств
образования на принадлежащем Ямилову Д.Т. земельном участке твердых
бытовых отходов, в отношении которых у него, как у собственника таких
отходов, возникает обязанность по заключению договора на оказание
соответствующих услуг.
Заявитель ссылается на акты осмотра от 08.12.2020, 11.05.2021 и
фотографии.
Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что оспариваемое
представление выдано в результате установления неправомерного
начисления Ямилову Д.Т. платы за услугу по обращению с твердыми
коммунальными отходами за период, начиная с 01.09.2020. Оспариваемое
представление выдано 19.05.2021.
Таким образом, акты осмотра, составленные ООО «САХ» 08.12.2020,
11.05.2021, не имеют отношения к спорному периоду начисления платы за
обращение с твердыми коммунальными отходами, не подтверждают факта
образования ТКО в спорный период.
В связи с чем, в соответствии со ст. 67, 68 АПК РФ указанные
документы не могут быть признаны относимыми и допустимыми
доказательствами по настоящему делу.
Кроме того, даже если принять во внимание фотографии, приложенные
ООО «САХ», то представленными самим же заявителем доказательствами
подтверждается, что на земельном участке жилой дом, а также иные
постройки, в которых возможно постоянное проживание граждан,
отсутствуют.
Позиция заявителя о том, что услуги по обращению с ТКО ООО
«САХ» в указанный период оказывались вне зависимости от заключения
1076_1373564
12
собственниками земельных участков договоров, материалами дела не
подтверждается. Вывоз региональным оператором ТКО с мест накопления
ТКО, предусмотренных Территориальной схемой, не является основанием
для начисления платы за обращение с ТКО.
Напротив, из обращения Ямилова Д.Т. следует, что данные услуги в
реальности заявителем в указанный период не оказывались, а потому
отсутствуют основания для взимания соответствующей платы.
Также сам по себе факт начисления платы за коммунальную услугу по
электроснабжению вопреки доводам заявителя не означает автоматически и факт
образования твердых коммунальных отходов.
Ссылки заявителя на то, что в данном случае необходимо применять к
договорам по земельным участкам, на которых могут образовываться ТКО,
гражданское законодательство по аналогии, судом отклоняются, поскольку в
условиях урегулирования в законе правоотношений по предоставлению
услуг по обращению с ТКО, применение пункта 1 статьи 6 ГК РФ
противоречит содержанию правомочий общества и существу спорного
правоотношения.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке статьи 71
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся
доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление
соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя,
правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные
нарушения требований закона.
Указанное свидетельствует о том, что Прокуратура Завьяловского
района Удмуртской Республики правомерно вынесла оспариваемое
представление от 19.05.2021 No 199ж-2021 об устранении ООО «САХ»
нарушений жилищного законодательства.
На основании изложенного суд считает, что требования заявителя
удовлетворению не подлежат.
С учетом принятого решения и на основании ст. 110 АПК РФ расходы
по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной
ответственностью «Спецавтохозяйство» о признании недействительным
представления Прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики
от 19.05.2021 No 199ж-2021 отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного
производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме)
через
Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина

0

3

https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/daa5 … Stamp=True

0

4

https://kad.arbitr.ru/Card/daa5c08f-380 … e05da858e6

https://iz.ru/1378931/dmitrii-alekseev/ … l149012113
Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу на решение регионального Арбитражного суда, которая выражалась в полном несогласии с начислением платы за обращение с ТКО (за вывоз мусора). Житель Удмуртии пожаловался на незаконные сборы за вывоз мусора при отсутствии на земельном участке жилых помещений. На участке расположены бытовка, кунг и летняя теплица. Там не было зарегистрированных и проживающих лиц. ВС РФ вынес определение (есть в распоряжении «Известий») о том, что собственники земельных участков не обязаны платить за вывоз отходов, если на участке нет капитальных строений, а стоят лишь теплицы не на фундаменте, бытовки, бортовые кузова на раме, а в зимний период дачник не находится на участке.

— В ходе проверки прокуратурой было установлено, что на земельном участке отсутствуют жилые дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание граждан.
При этом документов об установлении фактов образования ТКО на конкретном земельном участке региональным оператором не было представлено, — говорится в определении ВС РФ, с которым ознакомились «Известия». — Исходя из изложенного, прокуратура пришла к выводу об отсутствии у регионального оператора основания для начисления платы.

Требование ВС РФ основывается на нескольких статьях Жилищного кодекса РФ, положениях ФЗ «Об отходах производства и потребления», правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Представители рязанского регионального оператора «Эко-Пронск» пояснили «Известиям», что в федеральном законодательстве и комментариях профильного Минприроды действительно нет разъяснения по вышеописанному инциденту. Иначе говоря, «Эко-Пронск» производит начисления только на жилые помещения.
Экономия энергии: зачем превращать дачи в поселки
Присоединить свои земли к населенным пунктам удастся не всем

Вместе с тем, как объяснил «Известиям» гендиректор ППК РЭО (Российский экологический оператор) Денис Буцаев, если дачники объединяются в одно товарищество, то, как правило, оплата выставляется такому объединению по нормативам накопления или за фактически вывезенный объем ТКО. Органы управления в определенном ими порядке раскидывают эту плату по собственникам земельных участков. Соответственно, если дачники не ночуют на своих участках, то может быть принято решение о невзимании с них соответствующей платы.

— Исходя из позиции судов человек образует ТКО на земельном участке при возможности проживания на нем, в том числе временного, — говорит Денис Буцаев. — В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации для проживания людей предназначены жилые помещения, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

При этом, по его словам, суды отдельно обращали внимание, что ТКО может образовываться людьми и в объектах, пригодных для проживания, но не зарегистрированных в Росреестре. В этом случае бремя доказывания ложится на регионального оператора, отмечает глава РЭО. Денис Буцаев, пояснил, что документами, подтверждающими факт образования ТКО на земельном участке в этом случае могут быть фото и видеоматериалы, сведения о подключении объекта к системам жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение), сведения о пребывании человека на объекте в течение нескольких дней.

Как разъяснили «Известиям» в пресс-службе Федеральной нотариальной палаты, обязанность по внесению взносов за вывоз ТКО распространяется на всех членов товарищества. Исключения в законе отсутствуют, замечают в ФНП. Товарищество после получения обязательных членских взносов членов товарищества, направляет их на уплату за вывоз мусора по заключенному договору с оператором, подчеркнули в палате.

Однако с нотариусами спорят в Ассоциации юристов России. Владельцы земельного участка всё-таки могут не платить за вывоз мусора, если на участке нет объекта, пригодного для проживания, настаивает член Ассоциации юристов России (АЮР) Наталия Скрябина.

— Акты ВС РФ в прямом смысле не являются источниками права, как, например, закон, но по большей части они придают единообразие судебной практике, а значит, в будущем, при возникновении похожих ситуаций, нижестоящие суды смогут руководствоваться данной позицией, — говорит Наталия Скрябина.

— Конечно, огород может быть источником отходов в тот момент, когда сезон плодов заканчивается, но этого недостаточно для установления факта образования ТКО на земельном участке. Безусловно, данный подход не выгоден для региональных операторов.

В свою очередь, основатель сервиса для председателей СНТ и садоводов «СНТ Клуб» Сергей Агаев замечает, что удмуртское дело рассматривалось ВС РФ в отношении земельного участка на территории населенного пункта (деревни). Поэтому к СНТ оно отношения не имеет.

— На территориях СНТ образуются отходы, за вывоз которых отвечает СНТ, как юридическое лицо, — говорит Сергей Агаев. — Оно же заключает договоры с региональными операторами, обычно распределяя сумму оплаты равномерно среди всех собственников участков, включая те, где нет жилья вообще или дома, не оформлены как жилые. Кроме того, собственники домов, которые оформлены, как жилые на территориях СНТ, также обязаны заключать договоры на вывоз мусора. Для собственников таких участков получается двойная оплата.

Мусор или воздух?

Жилье на садовом участке — это дом, пригодный для сезонного или круглогодичного проживания, объясняет руководитель общественной приемной общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Людмила Бурякова. Дом для круглогодичного проживания имеет статус «жилой дом». В бланке Декларации об объекте недвижимого имущества дом обозначался как «жилое строение» (такие строения сейчас признаны жилыми домами — ч. 9 ст. 54 217-ФЗ), или «нежилое строение», то есть садовый дом — «здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании» (п. 2 ст. 3 217-ФЗ).

— Зарегистрировать строение означает поставить дом на кадастровый учет. С каким статусом это делать — «жилой дом» или «садовый дом», решает владелец данной недвижимости, — говорит Людмила Бурякова. — Чем отличается статус жилого дома от садового? В жилом доме можно прописаться, в садовом — нет. Но оба дома — и жилой, и садовый, должны соответствовать критериям Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 39 ст. 1). То есть это должен быть отдельно стоящий жилой дом (не более 3 этажей); его высота — не более 20 м; здание не состоит из отдельных квартир или блок-секций. Если площадь дома меньше 500 кв. м, то не требуется согласование о строительстве, только уведомление, если более 500 кв. м, нужна проектная документация.

По словам Буряковой, случаев, когда дачники и садоводы не обязаны платить за вывоз ТКО (отходов), нет, поскольку они не предусмотрены Российским законодательством.

— Поэтому если одинокий пенсионер зимой живет в квартире, а весной, летом и осенью — на даче, то с него берутся деньги за вывоз мусора как в садоводческом товариществе, так и при расчете платы за квартиру, — говорит эксперт. — Или если вы в квартире по месту жительства проживаете втроем, а с апреля по октябрь двое (родители-пенсионеры, например) живут на даче, то есть количество мусора уменьшается, то оплата за несуществующий мусор всё равно берется с площади квартиры.
Дело трубы: деньги стали выманивать под предлогом газификации дач
Сколько можно потерять, пытаясь сэкономить

Практика показывает, что к региональным операторам много вопросов и претензий со стороны садоводческих товариществ, отмечают эксперты. Пока в подавляющем большинстве случаев они решаются не в пользу дачников. Но есть в нескольких регионах прецеденты, когда садоводческие товарищества выигрывали суды против регионального оператора, а некоторые недобросовестные операторы вообще прекратили свое существование.

В садоводческих товариществах вывоз мусора осуществляется на основании договора. То есть одно юрлицо заключает договор с другим юрлицом, указывает руководитель общественной приемной «Союза садоводов России».

— Проблема с вывозом безусловно существует, и она достаточно болезненная для садоводов, — говорит член общественного совета «Росреестра» РФ Андрей Туманов. — И вряд ли она может быть решена только одним решением Верховного Суда. Если сейчас пойти по этому пути (я говорю про садоводов, не про ИЖС), то мы все скорее всего придем в тупик и не добьемся справедливости в спорах. Скорее всего закончится тем, что соседи будут платить за других. Есть опасность обиды и того, что мусор вообще перестанут вывозить, и его начнут бросать снова в леса.

«Известия» направили запросы в Минстрой и Росреестр, но на момент публикации ответов не последовало.

0

5

Верховный Суд Российской Федерации https://www.vsrf.ru/press_center/mass_m … f422268943

ВС РФ: Хозяин участка без жилья не должен платить за вывоз отходов

Очень интересное, а главное - полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ, когда изучил спор об оплате за вывоз мусора на даче. Точнее, о начислении оплаты за вывоз мусора. Или как он официально сейчас называется - твердых коммунальных отходов.

Главный вывод ВС должен обрадовать многих садоводов и дачников, а также владельцев участков, на которых жилья еще нет, а счета от оператора по вывозу мусора уже приходят. По этому поводу конфликты совсем нередки.

ВС заявил, что владелец участка, на котором еще нет пригодных для проживания строений, не должен платить за вывоз мусора. И у регионального оператора нет оснований для начисления хозяину платы за такую коммунальную услугу, если на его сотках нет зарегистрированных жилых помещений, а факт образования бытовых отходов региональным оператором дополнительно не подтвержден.

Спор начался с того, что гражданин, к которому стали приходить счета от регионального оператора по вывозу мусора, пошел жаловаться в прокуратуру. Человек не зря возмущался - за что платить, если дом он еще не построил? Прокуратура ситуацию изучила и встала на сторону заявителя. Она вынесла представление - потребовала от оператора пересчитать плату за вывоз мусора собственнику участка в деревне, на котором нет ни зарегистрированных, ни незарегистрированных строений.

Региональный оператор возмутился и отправился в суд оспаривать предписание прокуроров. Он был уверен, что отсутствие дома, зарегистрированного или нет, не имеет значения - отходы же могут образовываться и на самом участке - "в процессе его использования". Тем более что некое хозяйство у этого гражданина на участке было - теплица без фундамента, бытовка и автовагончик. Как назвали последний - "бортовой кузов на раме". Выходит, хозяин там бывает, что-то делает. Значит, и мусор может производить.

Аргумент оператора - по Земельному кодексу (статья 13) собственник обязан поддерживать свой участок в "надлежащем состоянии". И вероятный мусор должен утилизировать с помощью регионального оператора. Тем более что он отправляет счета хозяину только в дачный сезон.

Но суды согласились с прокуратурой. Они сказали, что отдельного договора на вывоз мусора между потребителем и регоператором нет. Есть Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Но они распространяются только на жилые дома. А в этом случае дома нет.

Прокуратура потребовала от оператора пересчитать плату за вывоз мусора собственнику

Аргумент оператора о том, что на участке может появляться мусор, - ошибочен. Действительно, сказал суд, образование мусора - закономерный результат жизнедеятельности человека. Поэтому отсутствие на участке помещений "не свидетельствует о ненакоплении ТКО владельцами". Но это только в том случае, если доказано, что на участке есть объекты, пригодные для проживания. Пусть и незарегистрированные. Конкретно в этом случае проверка показала, что образование мусора на этом участке не происходит, а расположенные на нем теплица без фундамента, бытовка и кузов на раме "не предоставляют в проверяемом периоде возможности проживания, в том числе временного". Да и у регоператора нет никаких документов, что есть факты производства мусора на этом участке.

Последним аргументом оператора было заявление о том, что за электричество, проведенное на участок человек же платит. Но все суды, включая Верховный, на это сказали, что владелец земли проводил время на своем участке - электроприборы ведь работали, но возможности образования мусора все же не было, так как на земле нет условий для проживания.

Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №178(8826)

0


Вы здесь » КАРАКУЛИ УДМУРТИИ » Завьяловский Округ » НЕТ ЖИЛЬЯ - НЕТ ТБО


Яндекс.Метрика