АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
10 сентября 2021 года
Дело No А71- 8061/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.В. Пономаревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»
г. Ижевск о признании недействительным представления прокуратуры
Завьяловского района Удмуртской Республики с. Завьялово от 19.05.2021 No
199ж-2021 в части требования произвести перерасчет платы за
коммунальную услугу по ТКО за летний период времени (с мая по октябрь),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора: Прокуратуры Удмуртской
Республики г. Ижевск, Ямилова Дамира Талгатовича г. Ижевск,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Переверзина А.С. по доверенности от 03.02.2020,
от ответчика –Федорова Д.С. (представлено удостоверение),
от Прокуратуры УР – Русских И.Ю. (представлено удостоверение),
Ямилова Д.Т. по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»
(далее – ООО «САХ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд
Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным
представления прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики
(далее – Прокуратура, ответчик) от 19.05.2021 No 199ж-2021 в части
требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по ТКО за
летний период времени (с мая по октябрь).
В судебном заседании общество поддержало требования по
основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Прокуратура Завьяловского района Удмуртской Республики
требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на
заявление.
Из представленных по делу доказательств следует, что в Прокуратуру
УР 14.04.2021 поступила жалоба гражданина Ямилова Д.Т. с доводами о
несогласии с начислением им платы за обращение с твёрдыми
коммунальными отходами (далее - ТКО) в отношении земельного участка в
отсутствие на нем жилых помещений, а также зарегистрированных и
проживающих лиц.
Прокуратурой Завьяловского района Удмуртской Республики
проведена проверка по обращению Ямилова Д.Т., по результатам которой
установлено следующее.
ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с ТКО
на территорий Удмуртской Республики.
Установлено, что между ООО «САХ» и Удмуртским филиалом АО
«ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор от 01.12.2018, в соответствии с
которым АО «ЭнергосбыТ Плюс» начисляет и выставляет плату жителям
Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» начиная с 01.09.2020,
по поручению ООО «Спецавтохозяйство» начисляется плата за указанную
коммунальную услугу Ямилову Д.Т., являющемуся собственником
земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика,
Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20.
Согласно обращению Ямилова Д.Т. он является собственником
земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район,
д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20. На данном участке капитальных
строений нет (теплица не на фундаменте, бытовка, бортовой кузов на раме), в
зимний период он по данному адресу не находится. По месту прописки в г.
Ижевске обращение с ТКО оплачивает ежемесячно.
Проверкой установлено, что на указанном участке отсутствуют жилые
дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание
граждан. При этом документы об установлении фактов производства ТКО на
данном земельном участке у ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского
филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют.
Прокуратура пришла к выводу, что у ООО «Спецавтохозяйство»
отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по
обращению с ТКО в отношении указанного земельного участка, поскольку на
них отсутствуют жилые помещения, а факт производства ТКО на нем
региональным оператором не подтвержден. Кроме того, обследование
земельного участка на предмет наличия на нем жилого помещения
произведено ООО «Спецавтохозяйство» 11.05.2021, при этом плата за
коммунальную услугу начислена за предшествующие обследованию
периоды (с сентября 2020 года).
1076_1373564
3
По итогам проверки обращения Ямилова Д.Т. прокуратурой 19.05.2021
было вынесено представление No 199ж-2021 об устранении нарушений
жилищного законодательства в части необоснованного начисления платы за
коммунальные услуги, в соответствии с которым ООО «САХ» предлагалось
безотлагательно рассмотреть данное представление и незамедлительно
принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести
перерасчет платы за обращение с ТКО Ямилову Д.Т., а также принять меры
по устранению причин и условий, способствующих данным нарушениям.
Несогласие заявителя с указанным представлением в части послужило
основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество указало, что из системного
толкования норм действующего законодательства, в том числе Правил
обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016
No1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление
Правительства РФ от 25.08.2008 No 641», Правил предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011
No354, следует, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает
не только у собственника жилого дома или жилого помещения, но и у владельцев
нежилых помещений и земельных участков. Факт отсутствия образования и
(или) прекращения образования, в том числе временного, ТКО в нежилых
помещениях и (или) на земельных участках само по себе не свидетельствует
о необходимости расторжения договора на оказание услуг по обращению с
ТКО.
По мнению заявителя, собственник или иной законный пользователь
(арендатор и т.п.) земельного участка, вид разрешенного использования
которого указывает на возможность расположения на таком участке любого
вида домовладения, а именно «индивидуальное жилищное строительство»,
«жилая застройка», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «для
ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)»,
«блокированная жилая застройка», «передвижное жилье» (коды 2, 2.1, 2.1.1,
2.2, 2.3, 2.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных
участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014
No 540), и который является объектом образования отходов согласно п. 8 (1)
Правил обращения с ТКО, обязан заключить договор на услуги по
обращению с ТКО в установленном законодательством РФ порядке.
Не заключение договора в письменной форме в силу его публичности
не является основанием для неоказания услуги региональным оператором и,
следовательно, подлежит оплате в соответствии с требованиями
законодательства РФ. На основании положений п. 8(5) - 8(7) Постановления
Правительства РФ от 12.11.2016 No 1156 и абз. 2 п. 6 Правил No 354, договоры на
оказание услуг по обращению с ТКО с вышеуказанными потребителями
считаются заключенным на условиях типового договора.
Учитывая степень готовности объекта незавершенного строительства,
1076_1373564
4
можно сделать выводы о возможности или невозможности образования на
земельном участке ТКО, на котором имеется недостроенный жилой дом, а также
иные объекты домовладения (достроенные или недостроенные), но позволяющие
определить их использование с целью удовлетворения бытовых или иных нужд,
связанных с их проживанием в таком жилом доме. Например, использование
бани, сауны, гаража, теплицы, помещений для содержания домашнего скота
и т.п. на земельном участке, на котором осуществляется строительство
жилого дома, указывает на возможность образования на таком земельном
участке отходов, идентичных ТКО, поскольку потребитель осуществляет
строительство жилого дома, предназначенного для удовлетворения
гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком
здании, в том числе путем использования уже имеющихся объектов
домовладения.
Категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться
нормативы накопления ТКО, предусмотренные приказом Минстроя России
от 28.07.2016 No 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по
вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО» не
содержит такую категорию, как «земельный участок, на котором могут
образовываться ТКО». Соответствующая категория не содержится и в
постановлении Правительства УР от 06.04.2018 No 107 «Об установлении
нормативов накопления ТКО на территории УР». В связи с этим с целью
недопущения образования на таких земельных участках мест
несанкционированного размещения ТКО региональный оператор заключает
соответствующие договоры с собственниками и иными законными
владельцами и пользователями земельных участков, применяя гражданское
законодательство по аналогии.
Потребитель, как собственник, обязан поддерживать свой земельный
участок в надлежащем состоянии и на него на основании ст. 13 Земельного кодекса
РФ возложена обязанность по проведению мероприятий по защите данного
земельного участка от отходов производства и потребления. В случае, если на
земельном участке полностью отсутствует какие-либо объекты домовладения, и
потребителем не осуществляется деятельность по использованию земельного
участка, в результате которой образовываются ТКО, то потребитель обязан
предоставить региональному оператору соответствующие сведения, которые
должны подтверждать факт отсутствия объектов домовладения, а также
доказательства неосуществления на таком земельном участке какой-либо
деятельности. В свою очередь, региональный оператор также вправе проводить
проверки, в ходе которых устанавливать факт наличия или отсутствия на земельных
участках образования ТКО.
При этом общество отмечает, что потребитель лишен возможности
распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не
иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО «САХ».
Из смысла норм СанПиН 2.1.3684-21 и Правил предоставления
коммунальных услуг следует, что установленная периодичность вывоза ТКО
1076_1373564
5
направлена на недопущение загнивания и разложения ТКО в местах
(площадок) накопления ТКО. Запрета на вывоз ТКО без обустройства
площадки для сбора мусора действующим законодательством не
предусмотрено, однако, ни одной нормой права периодичность в данном
случае не урегулирована.
Заявитель ссылается на составленные им 08.12.2020, 11.05.2021 акты осмотра
спорного земельного участка и приложенные к ним фотоматериалы, из которых
видно, что земельный участок посещается потребителем в весенне- летний
период времени для проведения сельскохозяйственных работ.
Возражая против требований заявителя, прокуратура указала, что
рассматриваемое представление прокуратуры Завьяловского района
Удмуртской Республики вынесено в адрес ООО «САХ» в рамках
предоставленных законом полномочий и основано на требованиях
действующего федерального законодательства, в связи с чем
рассматриваемым представлением прокуратуры не нарушаются права и
законные интересы общества при осуществлении предпринимательской и
иной экономической деятельности, поскольку начисление платы за
коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении земельного
участка, на котором отсутствуют жилые помещения, а производство ТКО на
нем региональным оператором не подтверждено, является неправомерным.
Прокуратура обращает внимание на то, что документы об
установлении фактов производства ТКО на спорном земельном участке у
регионального оператора и общества «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют, в
прокуратуру Завьяловского района Удмуртской Республики в ходе
проведения проверки по обращению Ямилова Д.Т. указанные сведения не
представлены.
Прокуратура УР поддержала позицию прокуратуры Завьяловского
района Удмуртской Республики, указав, что, принимая во внимание
совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО
«САХ» законных оснований (жилого дома, введенного в эксплуатацию в
установленном законом порядке) для начисления платы за обращение с ТКО
на спорном земельном участке, обжалуемое представление вынесено
уполномоченным на то органом и является правомерным, поскольку при
осуществлении деятельности ООО «САХ» допущены нарушения положений
ЖК РФ, Закона об отходах производства и потребления, а также требований
Правил предоставления коммунальных услуг и Правил обращения с
коммунальными отходами.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к
следующим выводам.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений
и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
1076_1373564
6
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта
недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие
оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в
результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или
иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у
органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,
решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на
орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за
жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса
Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение
и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента
возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила,
установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату
за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской
Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и
коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных
документов (в том числе платежных документов в электронной форме,
размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их
содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в
соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими
соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается
исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по
1076_1373564
7
показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов
потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления
твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
определены Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» (далее - Закон No 89-ФЗ), согласно части 1
статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с
собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
является публичным для регионального оператора. Региональный оператор
не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных
отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне
его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на
оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками
таких отходов.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными
отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016
No 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и
(или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и
управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными
потребительскими кооперативами, между собственниками помещений,
пользователями жилых помещений в многоквартирных домах,
собственниками жилых домов и региональными операторами, между
собственниками жилых домов и организациями (в том числе
некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах
собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по
обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими
региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления
указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по
обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих
Правил применяются в части, не урегулированной жилищным
законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 No 354 утверждены Правила предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
1076_1373564
8
многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям
жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и
потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности,
порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления
коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные
услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок
перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, определяют основания
и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных
услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением
ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее -
Правила No 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил No 354
домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и
(или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома)
земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн),
теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы,
иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности
исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в
отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения
благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых
помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях,
установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и
расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной
услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными
отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме,
жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном
основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом,
домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил No 354 потребителю может
быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми
коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в
многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в соответствии с названными Правилами
предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении
многоквартирных домов и жилых домов.
1076_1373564
9
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1)
настоящих Правил.
Согласно п. 148 (1) Правил No 354 предоставление коммунальной
услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю
осуществляется на основании возмездного договора, содержащего
положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в
пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной
услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть
заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения
конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (5) Правил No 354 условия предоставления
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору
определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома
(домовладения) с соответствующим региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома
(домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или
огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени
и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по
обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим
региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными
отходами.
На основании подпункта "в" пункта 148(11) Правил предоставления
коммунальных услуг региональный оператор по обращению с ТКО
приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО
собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня
возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного
законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен
законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами
производства и потребления, за исключением периода времени, в течение
которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией,
указанной в подпункте "б" пункта 148(5) названных Правил, в письменной
форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с
ТКО и такой договор не расторгнут.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по
обращению с твердыми коммунальными отходами также установлен
Правилами No 354
